может, тему заведем?
буду задавать глупые вопросы, потому что никто не учил ездить зимой. боюсь
а хоровую разноголосицу мужиков уже надоело слушать: типа, у тебя жып и нечего бояться
ЕЩЁ РАЗ О РУЛЕНИИ
Я применяю в обучении детей и взрослых следующее упражнение. Автомобиль должен сделать широкий поворот-разворот на 180 градусов. Обозначая желаемую траекторию тремя парами конусов: на входе в поворот, в центре и на выходе, подразумевая, что сам поворот – плавная дуга, а конуса служат как ориентиры для опережающего ведения взгляда водителя. Запомним правило: машина идёт в повороте за взглядом водителя! Все водители как один хотят срезать дугу поворота, слишком рано поворачивая руль в сторону поворота. Получается, что в центре поворота машина сориентирована не на выход из поворота, а в другую сторону! Что делать, чтобы благополучно вписаться в конуса-ворота на выходе из поворота при таком раскладе? Правильно: ещё раз поворачивать руль и в этот раз неизбежно на слишком большой угол. Значит, из одного поворота водитель сделал сам себе два. Вот это – неправильно! Не стоит спешить с поворотом руля, а поворачивать его нужно сразу на такой угол, чтобы машина прошла поворот по единой дуге. Главный критерий правильной траектории – отсутствие "доворота" руля в сторону поворота на выходе из поворота. То есть получаем основное правило прохождения поворота: В первой половине поворота руль поворачиваем в сторону поворота, то есть "закрываем", а во второй половине поворота "раскрываем" руль, то есть плавно возвращаем колёса в прямолинейное положение, то есть, РАСПУСКАЕМ машину. Преимущества: машина всё время сориентирована в сторону выхода из поворота и распуская машину не только можно, но и нужно плавно нажимать на газ. Это даст дополнительный стабилизирующий эффект, так как при разгоне задние шины получают дополнительную загрузку! Напротив, водитель, который режет поворот, вынужден резко бросить газ и резко довернуть руль. Оба этих действия провоцируют занос! Итак, правильное прохождение поворота выглядит так:
- водитель подъезжает к повороту и плавно отпускает педаль газа.
- водитель один раз поворачивает руль на нужный угол;
- в этот момент он должен смотреть на центр поворота;
- после прохождения центра поворота водитель смотрит на выход их поворота и плавно возвращает руль в прямолинейное положение, прибавляя газ.
Порядок подгонки сиденья следующий: сначала надо выдвинуть его так, чтобы легко можно было доставать ногами до педалей, а руками до рулевого колеса, затем изменить наклон спинки.
При правильной посадке водитель должен сидеть прямо, а его спина полностью прилегать к спинке сиденья. Кроме того, его ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, быть слегка согнуты в локтях. Такая посадка дает возможность водителю принять наиболее естественное положение, не испытывать утомления в длительной поездке, а также обеспечивает максимальный обзор, требует наименьших усилий при работе рулевым колесом, педалями и рычагами (комм.автора - обратите внимание, что голова находится практически вертикально).
При расположении сиденья слишком далеко от рулевого колеса спина водителя не имеет опоры и ее мышцы все время напряжены. Кроме того, основная нагрузка в работе рук падает на относительно слабые мышцы предплечья и кисти, тогда как наиболее мощные мышцы плеча используются недостаточно, амплитуда движений сокращается.
Нерациональное распределение нагрузки на мышцы рук может быть и при слишком большом или недостаточном наклоне рулевого колеса. Когда сиденье отстоит слишком далеко от педалей, водитель вынужден подтягиваться к ним, держась за рулевое колесо, что мешает ему при необходимости резко его повернуть. Помимо этого, в таком положении ухудшается обзорность.
Чтобы избавиться от этих неудобств, достаточно подвинуть сиденье вперед. Если из-за конструктивных условии сделать это невозможно, следует изготовить дополнительную подушку требуемой толщины по размерам спинки сиденья и подложить ее под спину.
Плохо и тогда, когда сиденье выдвинуто вперед далеко. Водителю приходится сгибать ноги, что затрудняет работу педалями. Руки в таком положении не дают свободно управлять рулевым колесом.
Степень мышечного усилия водителя при нажатии на педаль изменяется в зависимости от угла наклона подушки спинки, а также от высоты сиденья. Если оно низко, водитель, поднимая подбородок, напрягает мышцы спины и шеи, при чрезмерно высоком сиденье горбится, наклоняет голову, что вызывает быстрое утомление мышц плечевого пояса, затрудняет дыхание.
Спинка сиденья должна быть не вертикальной, а иметь некоторый наклон, вследствие чего вес тела наиболее выгодно распределяется на сиденье и спинку, а мышцы бедра максимально расслаблены. Однако при излишнем наклоне спинки водитель сидит развалясь. В этом случае, хотя спина его и имеет опору, нижняя часть позвоночника, мышцы шеи и рук испытывают чрезмерное напряжение. Перегружены и мышцы ног, так как они не имеют достаточной опоры. Вот почему при такой, казалось бы, удобной посадке водитель быстро устает, а внимание его снижается.
Что такое управление автомобилем? Это не что иное, как:
оценка дорожной ситуации (отнесем сюда и дорожное движение, и состояние автомобиля при движении, и приборную информацию, крены-заносы-посторонние звуки и проч.);
отслеживание ее изменения;
принятие решений о реагировании на изменения дорожной обстановки;
реагирование на изменения посредством воздействия на органы управления автомобилем.
На все это требуется:
готовность водителя оценить-отследить-принять решение и отреагировать;
его способность проделать вышеуказанное;
наличие достаточного количества времени на данные действия.
К слову, каждый из перечисленных пунктов можно раскрыть еще подробнее, но погружаться в дебри эргономики, науки мудрой и прекрасной, не будем.
Готовность и способность каждого, отдельно взятого, водителя, а также саму оценку, отслеживание и принятие решения опустим, потому что это относится к физической форме, состоянию здоровья, водительским навыкам и предыдущему опыту, а к водительскому креслу это или совсем не относится, или относится, но не в полной мере.
Займемся временем, в частности, реагирования. Его желательно сделать как можно меньше. Почему? Хотя бы потому, что даже при городских 60 км/ч, опоздание с реакцией всего на полсекунды может сулить то, что машина проедет уже больше восьми метров. А это - или "провороненная" яма, которая может отразится серьезным "бу-бухом" на подвеске, или...
Как же уменьшить это время?
Для этого и служит правильная посадка за рулем автомобиля. Да-да, именно правильная. Не зря все занятия в хороших школах повышения водительского мастерства начинаются с посадки за рулем и объяснения, что она бывает привычная и правильная.
Правильная посадка позволяет, не только снизить время реакции водителя, но, также, снизить утомляемость организма, что тоже очень важно. Она правильна не по названию, а с точки зрения физиологии, и потому ИМЕННО ТАК сидят за рулем спортсмены, наматывая многие часы, причём в условиях и на скоростях, фантастических для рядовых автолюбителей и автолюбительниц.
А теперь - прошу в кабину, будем садиться за руль:
1. Сели в кресло. Если у Вас в авто и руль, и сиденье регулируются, то последнее постарайтесь выставить как можно ниже. Чем "плотнее" к железу машины сидишь, тем лучше её чувствуешь. Но это не всегда получается как по антропометрическим данным (нужно ещё спину, ноги и руки "устраивать", да и про обзорность позаботиться. Если миниатюрная девушка сядет в самый "низ", то в некоторых авто увидит только небо), так и из-за отсутствия в некоторых авто возможности регилировки сиденья, руля. Кроме того, многие намеренно садятся повыше, чтобы габариты автомобиля лучше чувствовать. При недостатке опыта это тоже нельзя сбрасывать со счетов и вполне допустимо.
Спина - всегда прижата к спинке кресла. Поэтому спинка кресла правильно отрегулированного кресла имеет очень небольшое отклонение от вертикального положения.
2. Положили обе руки на рулевое колесо. Причём запястьями на 10 и 2 часа (представьте, что руль - это циферблат часов). Дотронуться запястьями до руля Вы должны, не отрывая спины от спинки кресла. Другой способ - запястьем правой руки на 12 часов и тоже, не отрывая спину от спинки. Если не удалось - двигайте/регулируйте кресло.
3. Нажмем на существующую или воображаемую (при АКП) педаль сцепления. Полное нажатие должно происходить при слегка согнутой в колене ноге.
4. Положили руку на рукоять МКП или селектор АКП. Все возможные в движении манипуляции рычагом/селектором, от 1-ой до задней передачи, нужно делать, не отрывая спины от спинки кресла.
5. Проверка. Положили ноги на педали, а руки на рулевое колесо в положении на 10 и 2 часа (не запястьями на этот раз, а как при езде). Приборная доска должна полностью просматриваться. Ни один из приборов и индикаторов не должен заслоняться рулевым колесом. (Кроме случаев, когда Ваш авто имеет недочеты в эргономике или Ваши антропометрические данные не позволяют ни сесть правильно, ни панель всю увидеть. Такое встречается чаще всего у тех, кто ростом - выше чем 180-185 см). А теперь поднимаем одновременно ноги и руки, отрывая их от органов управления автомобилем. Вы должны это смочь проделать без отрыва спины от спинки кресла. Если проверка не удалась - подрегулируйтесь еще.
Ну что, сели? Если все ОК, то тогда пару слов "вдогонку":
1. В движении рулевое колесо держим только двумя руками: на 10 и 2 или 9 и 3 часа.
2. Вращаем руль только двумя руками, причём инициатива принадлежит толкающей руке (если вращаем вправо, то левая "инициатор", и наоборот). Потому что толкающая лучше чувствует сопротивление и дорожное покрытие. Никаких расслабленных открытых хватов и вращений открытой ладонью, только с перехватом рук! Запрещены также "кресты" руками при повороте руля на 180 градусов! В таком положении Вы никогда не сломаете руки, запястья и пальцы, а также не "потеряете" машину, если руль тряхнёт из-за незамеченных за поворотом колдобин или ледяных бугорков.
3. При езде постоянно контролируем заднюю "полусферу" (то, что сзади нас), периодически посматривая по зеркалам заднего вида. Это помогает прогнозировать обстановку и часто спасает от встречи с лихачами, прыгающими из полосы в полосу. В британских автошколах курсантов заставляют до 30% от всего времени движения контролировать заднюю "полусферу". Если контролируешь, что там творится, то при нештатной ситуации знаешь куда уходить, если есть куда.
И в завершение - счастливого пути!
зима продолжается уже не первый месяц, и большинство водителей, так или иначе, адаптировались к возможным зимним сюрпризам на дороге. Появилась уверенность, но на чем она основана? Для многих, к сожалению, ни на чем! Просто перестал бояться из-за того, что каждый день одно и то же. Это не уверенность, это привычка. Во-вторых, многие думают, что шипованная резина застрахует почти от всех неприятностей. А такие навороты, как АБС, АПС, блокировка и прочие, ну уж точно ото всех! В обоих случаях причина - самоуверенность. И самоуверенность, не имеющая оснований.
Давайте мысленно приведем эксперимент. Подчеркиваю – мысленно! Представьте, что вы двигаетесь в многорядном потоке по скользкой дороге со скоростью 70-80 км. час. Дистанция между Вами и впереди идущим, как часто бывает, метров 10-15. Соответственно, дистанция с двигающимся за Вами автомобилем также-10-15м. Теперь представьте, что Вы решили экстренно остановиться, то есть как можно быстрее и соответственно, неожиданно для других. Как, стало страшно? Если все-таки нет, то попробуйте это сделать (мысленно представить) в реальных условиях. Двигаясь на автомобиле.
Для чего был предложен этот эксперимент? Для того, чтобы показать, как часто водитель не задумывается о возможных последствиях, управляя автомобилем. Тем более, он не знает, как этих последствий избежать и надеется только на благоразумность других водителей, полностью забывая о собственных неправильных действиях. Неправильные действия в управлении автомобилем чаще всего становятся для других действиями непредсказуемыми
Я говорил, что по выполнению конкретных действий в управлении, летнее и зимнее вождение практически не отличается. Летом можно резче нажать на тормоз или повернуть руль, зимой все то же самое необходимо сделать плавнее. Задача в обоих случаях одинаковая – не потерять управляемость автомобиля. Скорее всего, необходимо говорить о разнице стилей управления на хорошем покрытии, и на скользком. Стиль управления на скользком покрытии отличается от других своей плавностью и предсказуемостью. Причем, предсказуемостью не только для окружающих, но и для себя лично. Плавность и предсказуемость. Независимо от скорости движения. Это основные критерии, составляющие эффективность или рациональность.
Итак, плавность и предсказуемость. Для того чтобы понять, что это такое, попробуйте в вышеописанной задаче с экстренным торможением на скользкой дороге и на коротких дистанциях представить и перечислить, какие ваши действия должны предшествовать экстренному маневру? Действия, позволяющие максимально безопасно сделать экстренную остановку для себя и окружающих? Перечислим? Сколько вариантов получилось? Если меньше, чем 5 - это тревожный сигнал.
ЧУВСТВО АВТОМОБИЛЯ
Многие из нас слышали о таком понятии, как "чувство автомобиля", но не многие (даже автоспортсмены) могут доступно объяснить, что это такое?! Важно сначала разобраться, а потом понять, что это за явление, - именно для того, чтобы проанализировать свой навык управления. Понять - где он недостаточен, для того, чтобы быстро восполнить этот пробел.
Итак, "чувство автомобиля" основывается на простых понятиях:
ПЕРВОЕ - Зрительное восприятие водителя! То, как и куда мы смотрим, сидя за рулем. Вспомните случай, когда вам приходилось двигаться на большой скорости и маленькой дистанции от впереди идущей машины? На чем вы концентрировали свой взгляд, боясь столкновения с автомобилем впереди? Если вы смотрели на фонари стоп-сигналов, то, в случае резкого торможения впереди идущего автомобиля, вы вряд ли смогли бы вовремязатормозить, - не из-за плохой реакции, а из-за потерянного времени, когда реакция уже не спасает (водитель нажал тормоз -загорелся стоп-сигнал, водитель сзади увидел: мозг дал команду тормозить - нога нажала педаль тормоза). Как себя обезопасить, если вы попали в такую ситуацию? Выход один - спрогнозировать действия впереди идущей машины. Это можно сделать, если вы будете смотреть как можно дальше, насколько это возможно: через крышу, стекла, вправо и влево, пытаясь оценить дорожную обстановку как можно дальше. Впереди идущий автомобиль контролируется периферийным (боковым) зрением.
Вывод: чем выше скорость движения вашего автомобиля, тем дальше вы смотрите, оценивая ситуацию. То, что в это время находится ближе к вам, контролируете периферийным зрением. Следующее: чем больше дистанция до впереди идущего, тем легче видеть и оценивать ситуацию как впереди, так и сбоку. В любом случае, возможности вашего периферийного зрения нужно повышать!
Упражнение 1. Двигаясь на автомобиле по прямой на безопасной скорости, вы поворачиваете голову направо (не глаза, а голову), и через правое стекло передней двери вы концентрируете свой взгляд на любой детали пейзажа. Любой! Как только сконцентрировали - увидели что-то четко (столб,куст, кирпич в здании и т.п.), сразу поворачиваете голову налево и делаете то же самое. Двигаетесь по прямой, поворачивая голову направо и налево, не останавливая ее в положении прямо!
Упражнение 2. Двигаясь на автомобиле по прямой на низкой скорости, вы, держа голову прямо и не поворачивая глаз, пытаетесь увидеть что-то справа. Естественно, это что-то или кого-то в очертаниях, а не в деталях. После того, как вы увидели и определили для себя (как можно точнее в деталях) что-то, кого-то справа, быстро поворачивайте голову в эту же сторону, бросаете взгляд на этот объект и, убеждаясь в правильности своей оценки, опять поворачиваете голову прямо.
Эти два упражнения расширят возможности вашего периферийного зрения во время движения.
ВТОРОЕ - слуховое восприятие или то, что мы слышим, управляя автомобилем. Кроме звуков, исходящих от вашей машины, вы должны слышать и внешние звуки за ее пределами.
Упражнение 1. Просто, двигаясь на автомобиле, начинаете считать все источники звуков в нем, обнаруживая все новые и новые (мотор, магнитола, шины, подвески и т.п.).
Упражнение 2. Просто, двигаясь на автомобиле, начинаете считать все источники звуков вне автомобиля, обнаруживая все новые и новые (крик пешехода, звуковой сигнал другого автомобиля, шум самолета и т.п.). Проделав такие упражнения, вы определите важные звуки, которые помогают контролировать наше движение в целом.
ТРЕТЬЕ И ЧЕТВЕРТОЕ - мышечные ощущения и работа вестибулярного аппарата. Только правильная посадка в автомобиле позволит максимально чувствовать и ощущать руками, ногами, телом и оценивать головой все явления, связанные с движением автомобиля. Управление автомобилем, в первую очередь - эмоциональный процесс, процесс ощущений и только потом - физический. Как достаточно быстро повысить качество ощущений? Необходимо в любом из упражнений, связанных с выполнением того или иного приема, обращать больше внимания на ощущения рук, ног или тела, а потом уже на само действие рукой, ногой или телом. На практике же это будет происходить одновременно. Все рефлекторные действия, движения берут начало именно на стадии, когда вы начинаете разбираться в ощущениях.
ПЯТОЕ - обоняние или запахи, которые мы улавливаем. В этом случае, в большей степени важны запахи, излучаемые вашим автомобилем, а точнее те, которые предупредят о возможной неисправности или опасности. На самом деле, их не так много, как кажется - бензина, сцепления, проводки, тосола, системы выхлопа, покрышек, колодок и еще кое-какие. Упражнений по тренировке обоняния нет, поэтому научиться в них разбираться можно одним способом. Как только вы уловили незнакомый запах - установите его источник либо сами, либо проконсультировавшись у специалистов. В следующий раз при его повторении, вы точно будете знать, что это такое!
Все вышеперечисленное и составляет или формирует так называемое "чувство автомобиля" - когда мы все видим, слышим, ощущаем, оцениваем и обоняем!
Юз или блокировка?
Автомобильное соревнование.
Экипаж одной из спортивных машин, состоящий из пилота и штурмана, старается и едет очень быстро. Пилот управляет, а штурман подсказывает дорогу. Вдруг штурман командует: "Тормози! Разворачивайся! Проехали нужный поворот!".
Пилот в недоумении: "Что же ты раньше не сказал, что нужно повернуть?"
Штурман: "Ты ехал так быстро, что мы не успели бы затормозить и повернуть!".
Анекдот из спортивной среды наверняка напомнит нам какую - то ситуацию, когда мы не успевали остановиться или снизить скорость. И причин не сделать этого тогда могло быть огромное количество. А все ли правильно мы сделали в той ситуации?
Начнем с истин.
Наименьший тормозной путь автомобиля, движущегося на какой-то скорости, определяется двумя основными факторами:
I - техническими возможностями автомобиля;
II - мастерством водителя.
Имеется в виду отдельно взятая ситуация.
С техническими возможностями, надеемся, понятно. Это абсолютно исправный автомобиль, с покрышками, максимально подходящими для дорожных условий какой-то ситуации (например, мокрый асфальт - покрышки для лета с хорошими характеристиками поведения на мокрой дороге, конкретно на асфальте). Мастерство водителя - это арсенал приемов торможения. Каких-то действий, которые позволяют полностью использовать вышеупомянутые технические возможности автомобиля. Что же это за приемы?
Любой из профессиональных приемов направлен на то, чтобы при экстренном торможении избежать блокировки колес (в противном случае, тормознойпуть увеличивается) и сохранить управляемость автомобиля. Управляемость при торможении сохраняется тогда, когда колеса, опять же, не заблокированы, т.е. вращаются. Самое эффективное замедление именно тогда, когда колеса вращаются "на грани" с блокировкой (остановкой), но не переходя эту грань. Вывод: надо научиться эту грань чувствовать.
Упражнение первое - знакомство с тормозным усилием.
Двигаясь на скорости 30-40 км/ч, выключаете передачу. Автомобиль катится на "нейтралке". Начинаем медленно нажимать на педаль тормоза - все больше и больше, до момента, когда вы почувствуете или увидите, что появилось какое-то тормозное усилие. Зафиксируйте вашу ногу в этом положении, и больше не нажимайте и не отпускайте педаль. Автомобиль начнет медленно снижать скорость и, в конце концов, остановится. В этом упражнении не важно, сколько времени вы будете останавливаться. Важно как можно раньше почувствовать начало торможения!
Упражнение второе.
Скорость движения 30-40 км/ч, но передача не выключается. Отпускаем педаль "газа" и начинаем медленно нажимать на тормоз, как в первом упражнении. Перед окончательной остановкой автомобиля не забудем выключить сцепление. Автомобиль остановится с работающим двигателем. Важно почувствовать торможение, вызванное именно нажимом на педаль, потому что, в данном случае, присутствует торможение двигателем.
Упражнение третье - начало блокировки.
Автомобиль разгоняется до 30-40 км/ч, передача КПП обязательно включена. Переносим правую ногу с педали "газа" на педаль тормоза, и начинаем плавно ее нажимать, не прекращая, до полной остановки автомобиля, также не забывая и про сцепление. В следующей попытке задача - остановиться быстрее. Алгоритм движений такой же, как и раньше, но правая нога нажимает педаль тормоза с большей скоростью. При следующей попытке еще быстрее и т.д., пока вы не увидите (услышите, почувствуете), что, выполняя торможение таким способом, быстрее остановится нельзя - блокируются колеса. На автомобилях, оборудованных системой АБС, срабатывает система. Главное - не пугаться и выполнять упражнение на одном (для занятия) дорожном покрытии.
Мы познакомились с понятием "чувство торможения", "блокировка колес" (одного колеса) и самым доступным приемом - приемом, которым пользуется большинство.
никто не учил ездить зимой. боюсь
Конечно можно было бы рассказывать свои ситуации, как Даша и просила, но утверждать, что я во всём прав- не возьмусь, ибо знаю, что это е так. А рассказывать о том, что удалось не вляпаться только потому что повезло- как-то несуразно..
кстати, вы скажите это не правильно и нельзя так делать, но я в езде полагаюсь на чутье. не всегда, но бывает )))