Re: История Находки
Tomcat » 2020-10-08 14:51:42
Попался мне тут материал по ресторану «Надежда». Это реферат Андрея Кадышева, ученика 8 «А» класса МГУ им. Г.И. Невельского. Написан он в 2005-м году.
Считаю, что данная работа вполне достойна публикации здесь.
(слегка подредактировал стилистику и орфографию)
Введение.
В эти дни наш город отмечает не только светлый 55-летний юбилей со дня рождения, но и печальную 5-летнюю годовщину сожжения шхуны «Надежда», которая была прекрасным символом города моряков и рыбаков. Её надо было хранить и оберегать во что бы то ни стало. Но из неё устроили дьявольский костёр. В те дни власти обещали нам построить на перевале новый символ, но по сей день это место пусто. Всякий раз, проезжая мимо, мне стыдно за пустые обещания наших властей.
Её спасли, что бы уничтожить...
В 1975 году в честь 25-летия со дня рождения нашего города на Находкинском (ранее Американском) перевале началось строительство комплекса въезда в Находку. Авторами проекта были: архитекторы Ремизов Владимир Иванович и Юран, художники Белов и Тимченко, скульптор Куриленко.
По проекту в комплекс входили: пилоны с названием города, стела и придорожный ресторан, который по предложению Первого секретаря Горкома КПСС Гайдамаченко должен был располагаться в старой шхуне.
По предложению тогдашнего главного архитектора города В.И. Ремизова для этой цели была использована старая зверобойная шхуна «Кооператор», которая к тому времени по старости вышла из строя и доживала свой век, стоя у берега в районе Торгового порта.
Эта шхуна была построена в Швеции (ошибка, на самом деле в Финляндии в г. Турку) и занималась зверобойным промыслом в Охотском и Беринговом морях. Однако в 50-х годах прошлого столетия этот промысел был запрещён, и по счастливому стечению обстоятельств эта шхуна нашла вечный покой у берегов бухты Находка.
В связи с тем, что судно по своему размеру было достаточно велико, доставка на Находкинский перевал судна целиком была невозможна. В связи с этим Приморскому судоремонтному заводу было поручено распилить шхуну. Распиливали обычной пилой «Дружба», так как она была сделана из дуба, а киль из березы. Этими работами руководил Дутиков Александр, в его подчинении было два плотника (Головач Николай и Пакельчук Владимир) и два такелажника Шхуну распилили на три части: носовая, весом 45 тонн, средняя – 60 тонн и кормовая – 40 тонн. А так же рубка весом 10 тонн.
В ходе исследовательской работы я пытался найти какие-либо документы по работе на шхуне в архивах ПСРЗ. Обращался к смотрителю заводского музея Лазаревой Валентине Григорьевне, которая с 1962 года работает на ПСРЗ, члену Совета ветеранов ПСРЗ Данильчук Наталье Сергеевне, бывшему технологу цеха №7 Баглаевой Лидии Захаровне, у которой в те годы и накапливалась документация по объекту «шхуна». После ухода на пенсию все документы были переданы в ведение Корнеевой Ларисы Григорьевны. Но в 90-х годах во время реорганизации завода весь архив был оставлен в деревообрабатывающем цехе, а в дальнейшем из-за протекания крыши был намочен и пришел в полную негодность. Только в музее завода сохранилась фотография шхуны.
В конце апреля 1975 года по ночам на трейлерах, в сопровождении сотрудников ГАИ частями перевозили шхуну на перевал. Впереди колонны ехал сам директор ПСРЗ Заяц Юрий Николаевич.
Во время перевозки возникали некоторые трудности. Например, на улице Пограничной приходилось спиливать растущие вдоль дороги деревья, а в другом месте поднимали линии высоковольтных передач.
Монтаж шхуны длился две недели, после этого Находкинский судоремонтный завод занялся реставрационными работами. По рассказам бывшего секретаря парткома НСРЗ, ныне члена Совета ветеранов НСРЗ Астанкова Владимира Дмитриевича внутренней отделкой шхуны занимались краснодеревщики деревообрабатывающего цеха НСРЗ под руководством Бабкина Бориса, члены конструкторского бюро Алексеенко Дмитрий, Пипко Илья занимались проектировкой системы водо- и электроснабжения, устройства кают, подсобных помещений. Директором НСРЗ в те годы был Крохин Анатолий Дмитриевич.
На носу шхуны была сделана скульптура-барельеф женский образ, выполнил её резчик по дереву Рассоленко Николай Захарович.
Активное участие в строительстве комплекса принимали крупнейшие предприятия города, такие как трест Дальморгидрострой, Находкинский и Приморский судоремонтные заводы, трест КПД-2 и другие.
Таким образом, при въезде в Находку, на высоком скалистом гребне была установлена парусная шхуна. С ее палубы, как на ладони, хорошо просматривался залив, на широких просторах которого ожидают захода в порт или выхода в просторное море суда. Шхуна находилась здесь не случайно, она была частью того образа жизни, что зовется морским.
Она не только радовала глаз проезжающих, но и принимала в свое лоно желающих подкрепиться, так как внутри судна был оборудован ресторан, пользовавшийся необыкновенной популярностью среди жителей и гостей города.
Мало кому известно, что изначально шхуна-ресторан называлась «16 румбов» (ошибка – такого названия никогда не было), потом «Ассоль» – вечно ждущая. Но, говорят, что какому-то краевому чиновнику аллегория с повестью А. Грина «Алые паруса» показалась пошлой. В результате долгих споров нашли новое название и нарекли шхуну «Надеждой». Действительно, люди приезжают в город с надеждой на лучшее и уезжают с надеждой вновь вернуться на эти берега.
«Надежда» стала знаменитой на весь мир. Многочисленные буклеты, фотоальбомы, календари открывались видом гордой шхуны в окружении приморской природы. Имя «Надежда» стало почти тождественно имени Находка.
Вспоминаю детство. Бывало едешь с родителями из Владивостока, мне всегда казалось что очень долго, а мама постоянно мне говорила: «Смотри... Когда увидишь "Надежду", считай, что мы уже дома». И каково было моё восхищение, когда я видел вдали на самой вершине сопки наш парусник с белыми бортами и мачтами.
Мои родители рассказывали, что, практически, все молодожены после ЗАГСа задавали себе один и тот же вопрос - «Куда поедем?... – Конечно же на "Надежду", ведь там ресторан в трюме». У многих жителей города в фотоальбомах хранятся фото на память на фоне «Надежды».
На сегодняшний день аналогичной популярностью для свадеб является Памятник Победы.
До 1988 года ресторан принадлежал городскому тресту столовых и ресторанов.
Под закат перестройки «Надежда» умерла в первый раз. Обветшали ванты, прохудились деревянные перекрытия. Но даже тогда вид с дороги не был столь печальным. Никто не пытался сломать мачты, в порядке была ветхая оснастка. Символ города жил, надежда на возрождение оставалась. Так и случилось.
В 1994 году шхуну отремонтировали. И ещё несколько лет она встречала и провожала горожан и гостей города, но уже в виде бизнес-клуба. Получилось нечто вроде элитного заведения. Вход только по специальным визиткам, взносы за участие в клубе. Тем не менее, главное осталось: и горожане и гости города, увидев «Надежду», как бы здоровались с городом у моря.
По рассказам родителей и моим смутным воспоминаниям к концу 90-х годов символ города обрёл поистине чудовищный вид. Был порушен и расколочен внутренний интерьер, везде болтались обрывки гобелена, лежали горы битых зеркал, сломанные перила, была разгромлена кухня. А за бортом валялись обломки мачты, более двадцати лет украшавшей шхуну. И всё это было ограждено неприступным забором.
Разрушенная «Надежда» словно олицетворяет умирающий город, его грязь, неустроенность, разруху. По мнению плотника Пакельчука была нарушена технология строительства, деревянные части соприкасались с землей, поэтому шхуна быстро разрушалась.
В марте 2000 года возле разрушенного символа города состоялась пресс-конференция, на которой главный архитектор города Евгений Кислов заявил: «Если "Надежда" не рухнет сама, ей помогут...», что она своим видом позорит город, поэтому администрацией города было поддержано предложение частной строительной компании «Надежда», владельца шхуны. Представитель этой компании Татьяна Ляпина, сказала, что они предлагают снести насквозь прогнившее судно и на этом месте поставить его железобетонную копию, которая будет в полтора раза больше, но одновременно в точности повторять облик своего деревянного предшественника. Срок строительства они определили в два года.
Не прошло и двух недель, как шхуна заполыхала. В начале апреля 2000 года специалисты МЧС и пожарной службы города профессионально подожгли останки некогда, белоснежной шхуны. Деревянный корпус горел почти три дня.
Я помню, как выезжая за город, мы проезжали мимо этого пепелища. На перевале стелились клубы дыма. И мне было по-детски жаль этот сожжённый символ города.
Это был «зловещий подарок» администрации жителям города к полувековому юбилею Находки.
Заключение.
В настоящее время на перевале комплекс въезда в Находку состоит из пилона с названием города, груды мусора и битых кирпичей, оставшихся на пепелище, и милицейского пикета.
С таким трудом собранная и в таком замечательном месте, с видом на город шхуна «Надежда» оказалась никому не нужной. Всего несколько городов мира могут гордиться такими объектами: город Варна на Золотых Песках в Болгарии, крымская Ялта, где-то в Прибалтике и в нашей Находке. Все зарубежные «коллеги» нашей «Надежды» успешно продолжают «плавание», а наша уникальная зверобойная шхуна со славным промысловым прошлым погибла.
Теперь у жителей города возникает вопрос: «Какое место после сожжения шхуны на въезде в город можно теперь назвать его символом?». Но, к сожалению, никто не может дать на него ответ.
История шхуны «Надежда» ещё раз доказала как трудно рождается прекрасное и как легко его уничтожить...